test

Мнения

Александр Широкорад: США хочет превратить Россию в своего лакея, обслуживающего Севморпуть

Александр ШИРОКОРАД
Военный эксперт, историк, публицист
10 июня 2021, 22:22
10 июня 2021, 22:22 — Общественная служба новостей — ОСН

В Арктике снова проходят учения сил НАТО. На этот раз в них участвуют ВС Финляндии, Швеции, Норвегии и, само-собой, США. Российский МИД по этому поводу, естественно, выпускает заявления с критикой, называет такие манёвры «провокацией».

Казалось бы, Россия сама регулярно проводит учения, которые вызывают тревогу соседей. Буквально несколько месяцев назад Российская Армия проводила манёвры в Южном Федеральном округе, в непосредственной близости от Украины, чем напугала последнюю изрядно.

Почему же Россия возмущается манёврам НАТО у своих границ? Об этом специальный материал военного эксперта, историка и публициста Александра Широкорада.

Две большие разницы

Тут две большие разницы: Россия проводит учения у своих берегов и отрабатывает оборонительные операции. То есть готовится к отражению вторжения на свою территорию или в свои территориальные воды.

А чтобы понять, что означают такие учения НАТО, представьте себе, что Россия провела учения в Мексиканском заливе совместно с войсками дружественной Кубы. Какой бы вой подняла американская пресса.

Американцам нечего оборонять в Баренцевом море.

Цель: Северный морской путь

Ледокол «Ямал»
Ледокол «Ямал». Фото: Ivbg.ru

Цель, которую преследуют подобные действия Соединённых Штатов – это интернационализация Северного морского пути. И цель эта поставлена уже давно, она подразумевает, что Севморпуть станет международными водами, которыми каждый может ходить когда угодно, возить что угодно.

Северный морской путь проходит через российские территориальные воды и ряд проливов, тоже принадлежащих нам. Навигация в тех местах сложная. Наблюдается некоторое потепление, но оно «копеечное»: и морозы, и шторма, и льды – всё осталось.

Обеспечить там навигацию может только российская инфраструктура и ледокольный флот. И, соответственно, США хотят, чтобы Россия стала бесплатным лакеем, который помогал бы западным судам ходить этим маршрутом.

Важнейший путь Севера

Мурманский морской порт
Мурманский морской порт. Фото: turbina.ru

Обратим внимание: до с 1917 по 1991 год ни одно западное судно по Севморпути не проходило. И не столько из-за того, что не пускал СССР. Просто тогда не было такой нужды. И до сих пор число западных судов, которые совершают сквозные плавания: 20-25 судов в год.

Оценить сколько там ходит наших судов сильно сложнее. Потому что наша пропаганда под Северным морским путём понимает сквозной маршрут из Мурманска до Владивостока. И по этому полному маршруту у нас проходит на данный момент около полусотни судов в год.

Но от 700 до 1 000 судов проходит часть этого маршрута. Допустим из Мурманска в устье Енисея. Множество судов идут из порта вне Северного Ледовитого океана в порт на его побережье. Кроме того, пароходы класса «река-море» совершают рейсы из Енисея в Лену или Индигирку.

Таким образом, Севморпуть – это главная транспортная артерия Русского Севера. Чтобы понять значимость: на там живёт 5% населения, но на него приходится примерно 25% российского экспорта.

Норвегия в безопасности

Войска Третьего Рейха в Норвегии, 1940
Войска Третьего Рейха в Норвегии, 1940. Фото: emaze.com

Поэтому цель этих учений не подготовиться к тому, что в какой-то день Россия нападёт на Норвегию. То есть к событию, которое непонятно зачем должно случиться.

Не ничего такого в Норвегии, ради чего Россия захотела бы её захватывать. И при этому Норвегию очень легко оборонять, что было доказано реальными событиями.

В 1940 году, там, где норвежцы хотели, они успешно оборонялись от немецких войск. Затем, когда Норвегия перешла на сторону гитлеровской Германии и на её территории разместились немецкие войска, уже союзники всю войну так и не решились напасть на них.

Даже война в Норвегии закончилась не 8 мая (как во всей Европе) и не 9 мая (как в СССР), а 14 мая. То есть к этому моменту немецкие гарнизоны поняли, что их никто трогать не собирается, и решили сами сдаться. До сих пор память об этом хранят многочисленные монументы.

НАТО ломится в открытую дверь

Войска НАТО в Арктике
Войска НАТО в Арктике. Фото: independent-press.ru

Так зачем же НАТО продолжает проводить учения у никому не нужных норвежских берегов?

Цель простая: приучить своих солдат действовать в условиях Арктики, проверить, насколько надёжно действует в этих условиях техника. Это можно делать только имея в голове более далёкую цель: военная операция (на данный момент пускай даже гипотетическая) с целью насильственного прохождения кораблей и самолётов через Северный морской путь.

Мы имеем право так считать, потому что после 1991 года, когда российское правительство разрешило прохождение западных судов. И кто же пошёл первым делом? Суда двойного назначения, научно-разведывательные. Именно они составляли половину западных судов, которые ходили туда-сюда по этому маршруту.

При этом Россия только поддерживает всех, кто хочет пройти по Северному морскому пути. Китайские контейнеровозы, Японские контейнеровозы, даже суда со сжиженным газом – все они без проблем проходили. И ни один капитан при этом не жаловался на какие-то препоны со стороны России

Необходима дополнительная защита

Военная база России в Арктике
Военная база России в Арктике. Фото: e-news.su

Сама природа Северного морского пути даёт достаточно надёжную защиту нашим водам. Потому что в южных морях корабли США подплывают к любым островам, демонстрируя, что они это могут. В Ледовитом океане такая лихость не пройдёт: малейшее изменение погоды, подвижка льдов и они вынуждены будут войти в территориальные воды России.

Но даже при такой естественной защите Россия должна ставить дополнительные оборонительные объекты. Помимо станций и аэродромов нужно ставить на путях, где, вроде бы, никто не ходит, противолодочные стальные сети и подводные противолодочные мины.

Потому что есть места, где подводные лодки могут ходить только по очень ограниченному количеству фарватеров. И нужно обеспечить наши территориальные воды от проникновения по этим путям кораблей противника.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!