test

Общество

Психолог Кондрахина объяснила нежелание детей делать уроки

21 ноября 2022, 18:14
21 ноября 2022, 18:14 — Общественная служба новостей — ОСН

У одних родителей ребенок с трудом усваивает школьную программу, у других — успевает практически по всем предметам, но и тех и других объединяет одно — дети не хотят делать уроки. Школьники считают выполнение домашнего задания бессмысленной тратой времени. И находят для этого непрошибаемые аргументы. Как быть родителям в этой ситуации,  рассказала клинический психолог, детский и семейный консультант, коррекционный педагог Александра Кондрахина.

Знает, но не хочет делать

Одна из причин отказа от выполнения домашнего задания у таких ребят может быть связана с переутомлением, считает специалист.

Как правило, отличники гораздо больше всех остальных ребят расходуют энергию на изучение материала. А так как количество предметов из класса в класс только увеличивается, а вместе с этим и растет объем изучаемой информации, то силы уходят только лишь на понимание темы, а на отработку домашнего задания их совсем не остается.

«Фраза: “Не хочу делать уроки, это бессмысленная трата времени” может являться защитным механизмом. Подросток не знает, каким образом донести до своих родителей информацию о том, что ему нужен отдых. В этом случае я рекомендую пересмотреть весь распорядок дня ребенка и распределить грамотно время, чтобы его хватало не только на учебу (сюда же входят и секции, кружки), но и отдых и личное время (когда ребенок предоставлен сам себе, он может заняться тем, чем ему в данный момент хочется заниматься)», — отметила психолог.

Психолог Александра Кондрахина.

Для чего нужны домашние задания

Еще одна из причин кроется в непонимании процесса запоминания. В школе ребенок изучает разную информацию, которая переходит в крепкое знание материала только после того, как приобретен новый навык.

«Хочется задать вопрос: “Достаточно ли малышу сделать первый шаг, чтобы он уверенно мог ходить на двух ногах самостоятельно?” И являются ли в этом случае повторяющиеся дальнейшие шаги бессмысленными? Думаю, ответ очевиден», — высказалась специалист.

Наш мозг является удивительной системой внутри нашего организма. Каждый день, выполняя новое действие, в головном мозге образуются новые нейронные связи, нейронные сети. Но прочность этих связей и сетей зависит в том числе и от количества повторений новых действий.

Многие слышали про разновидности памяти: кратковременная, рабочая, оперативная и долговременная. То, что ученик услышал на уроке, попадает в «отдел» кратковременной памяти, потому как мозг еще не знает, насколько эта информация для нас важна. В процессе урока учитель задает вопросы по новой теме и предлагает выполнить задания по ней — и мы уже обращаемся в «отдел» рабочей памяти, так как воспользовались информацией «здесь и сейчас».

«А вот дальше начинается самое интересное. После уроков ученик садится выполнять домашнее задание. Полученная информация, а вместе с ней и новый навык, переходит уже в “отдел” оперативной памяти — мы выполняем одну задачу несколько раз. И только после этого наш мозг принимает решение о том, что данная информация важна. При этом он пока не предполагает, в какой момент она ему потребуется. И откладывает ее “на всякий случай”. А раз это знание может понадобиться, то отправляется в “отдел” долговременной памяти», — пояснила Александра Кондрахина.

Чтобы учеба не пропала даром

В быстро меняющемся мире каждый день встречаются на нашем пути самые разные ситуации, а все наши знания и навыки способны актуализироваться и привести нас к успеху, а в экстремальной ситуации даже спасти жизнь. И здесь уже выбор за нами: тренировать навык (выполнять домашнее задание) или это бессмысленная трата времени.

«Расскажу еще об одной особенности нашего мозга. В любом помещении необходимы чистота и порядок, который обеспечиваем либо мы сами, либо специальные люди — уборщики. Головной мозг тоже каждую ночь наводит в своем “доме” порядок — удаляет всю информацию, которая не используется. И мы можем считать, что тему знаем, но воспользоваться этим знанием не получится, так как не приобрели навык», — добавила психолог.

Ранее специалист рассказала, как мотивировать детей делать уроки. И объяснила, что предпринять, если ребенок не хочет идти в школу.

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!