Авиаконструктор Семен Лавочкин : биография, основные достижения

социальный Проект

Семен Лавочкин

Семен Лавочкин — выдающийся авиаконструктор XX столетия, результаты работы которого оказали огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой авиации. 

Наиболее значительные достижения русского инженера связаны с годами Великой Отечественной войны — в это время он работал над созданием истребителей, ставших впоследствии легендами авиации. Семеном Лавочкиным был спроектирован знаменитый боевой самолет ЛаГГ-3, который стал одним из мировых лидеров своего времени по мощности и скорости. Под руководством советского авиаконструктора был создан одномоторный истребитель Ла-5, один из самых эффективных в военные годы, а после победы над нацистской Германией — серия уникальных беспилотных самолетов-разведчиков, сверхзвуковые истребители-перехватчики и дальние истребители-ракетоносцы.

Достижения Семена Лавочкина помогли Советскому Союзу стать лидером в области самолетостроения и укрепили авторитет страны на международной арене.

Великая Отечественная война

Дважды Герой Советского союза, летчик-ас, майор Иван Никитович Кожедуб и Герой Социалистического Труда, авиационный конструктор Семен Алексеевич Лавочкин (слева направо) во время встречи
Дважды Герой Советского союза, летчик-ас, майор Иван Никитович Кожедуб и Герой Социалистического Труда, авиационный конструктор Семен Алексеевич Лавочкин (слева направо) во время встречи. Фото: ТАСС/Александр Лесс.

Семен Алексеевич Лавочкин — выдающийся советский авиаконструктор. Его достижения в области самолетостроения оказали значительное влияние на развитие авиации по всему миру.

Семен Лавочкин родился 11 сентября 1900 года в городе Смоленске. После службы в армии он поступил в Московское высшее техническое училище, где изучал аэронавтику и получил квалификацию инженера-аэромеханика.

В 1939-1940 годах Семен Лавочкин работал в ОКБ-301 под руководством известного советского авиаконструктора Владимира Петровича Горбунова и стал одним из инициаторов создания самолета-истребителя ЛаГГ-3, который был изготовлен из так называемой дельта-древесины.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
 Дельта-древесина — древесно-пластиковый композитный материал. Для его создания березовый шпон пропитывали фенолформальдегидной смолой и затем прессовали под высоким давлением.

Вместе с Владимиром Горбуновым и другим известным советским инженером Михаилом Гудковым Семен Лавочкин был назначен одним из главных конструктором ОКБ.

С самого начала Второй мировой войны Советский Союз ощутил необходимость в разработке истребителей, которые могли бы успешно справляться с вражеской авиацией. В результате, конструкторское бюро Лавочкина, Горбунова и Гудкова начало работу над серией истребителей, которые впоследствии стали именоваться Ла-серией.

Семен Алексеевич Лавочкин
Семен Алексеевич Лавочкин. Фото: Фотохроника ТАСС.

Ла-3, впервые выпущенный в 1939 году, был одним из первых истребителей, созданных в Советском Союзе после начала войны. Он пользовался большой популярностью благодаря своей надежности, маневренности и мощному вооружению. Истребитель был оснащен 12,7-мм пулеметами, которые были расположены в носовой и крыльевых частях самолета. Во время Великой Отечественной войны, Ла-3 участвовал во множестве боевых операциях и доказал высочайшую эффективность.

В 1942 году, Лавочкин, Горбунов и Гудков представили новую машину Ла-серии — Ла-5. Этот боевой самолет был подобен Ла-3, но имел более мощный двигатель и эффективную систему охлаждения. Это позволило советским пилотам эффективнее преследовать вражеские самолеты и успешно атаковать их. Ла-5 также имел улучшенное вооружение, включающее две 20-мм пушки и два 12,7-мм пулемета. С этими улучшениями, машина стала одним из лучших советских истребителей, принимая активное участие в сражениях на Восточном фронте.

Самолёт Ла-5
Самолёт Ла-5.. Фото: Wikipedia/S V Ivanov CC BY SA 3.0

В 1944 году, конструкторы Лавочкин, Горбунов и Гудков выпустили Ла-7, наиболее совершенный самолет Ла-серии. Он имел достаточно высокую для того времени дальность полета в 945 километров. Ла-7 также имел улучшенную аэродинамику и повышенную маневренность, что позволило пилотам успешно справляться с вражескими самолетами. Благодаря своей надежности и эффективности, Ла-7 получил мировое признание и остается одним из самых известных советских истребителей Второй мировой войны.

За создание ЛаГГ-3 и Ла-5 Лавочкин был удостоен Сталинской премии первой степени, дважды Герой Социалистического труда (1943 и 1956 годы).

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
 За свои выдающиеся заслуги Семен Лавочкин был назначен Генеральным конструктором по самолетостроению ОКБ-301.

Послевоенная деятельность

Семен Лавочкин и Артем Микоян (справа налево) во время празднования Дня Воздушного Флота СССР на аэродроме Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова
Семен Лавочкин и Артем Микоян (справа налево) во время празднования Дня Воздушного Флота СССР на аэродроме Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова. Фото: ТАСС/Николай Ситников

После окончания войны Семен Лавочкин продолжил работу над разработкой реактивных самолетов.

Известные проекты Семена Лавочкина:

1. Одним из самых известных и успешных истребителей, созданных под руководством Лавочкина в послевоенный период, является боевой самолет Ла-9. Созданный на базе предшественника — Ла-7, он  стал последним серийным поршневым истребителем КБ Лавочкина. Ла-9 принимал участие в Корейской войне.

2. Кроме того, Лавочкиным проектировался и Ла-17, первый в нашей стране беспилотный самолет-мишень. Этот летательный аппарат пережил несколько модификаций и выпускался на протяжении почти сорок лет, в том числе поставлялся на экспорт.

3. Под руководством известного конструктора создавался и Ла-11 — двухмоторный поршневой истребитель дальнего действия. Он стал основным ночным истребителем ВВС СССР до появления первых советских реактивных ночных истребителей. Он также был поставлен на экспорт в ряд стран, где смог доказать свою эффективность и надежность. Самолет принимал участие в боевых действиях в Корее.

4. Другой советский боевой самолет, Ла-15, представляет собой экспериментальный одноместный реактивный истребитель, разработанный в ответ на создание американского F-86 Sabre. Его конструкция и разработка способствовали развитию советских реактивных технологий.

5. Ла-200, также созданный под руководством Лавочкина — это экспериментальный сверхзвуковой истребитель-перехватчик. Он был создан в начале 1960-х годов на основе усовершенствованных технологий проекта Ла-160.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
 В 1954 году Лавочкин начал работу над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря». 

Популярные вопросы

Вопрос: В каком году был разработан истребитель Ла-3?

Ответ: В 1939 году.

Вопрос: Над каким последним крупным проектом работал Семен Лавочкин?

Ответ: Над Ла-200 — экспериментальным сверхзвуковым истребителем-перехватчиком.