Самобеглая коляска: история создания, принцип работы

социальный Проект

Самобеглая коляска

Самобеглая коляска — феноменальное русское изобретение XVIII века, перевернувшее представление о возможностях и перспективах 

технического прогресса. Создателем первой в мире самокатки считается механик Леонтий Лукьянович Шамшуренков, идею которого впоследствие усовершенствовал другой русский изобретатель Иван Кулибин.

Первый образец самобеглой коляски был создан в 1752 году в Санкт-Петербурге. Это было инновационное устройство того времени. Самокатка Шамшуренкова могла передвигаться без использования гужевых животных, для управления требовалось давить на специально установленные педали, тем самым вызывая тягу через мускульное усилие человека.

Самобеглая коляска русского механика Леонтия Шамшуренкова стала прообразом многих дальнейших технических изысканий во всём мире, предшественницей веломобиля и автомобиля. Изобретатель значительно опередил своё время, показав человечеству новые способы передвижения, и, тем самым, заложил основы транспорта нового типа.

Самобеглая коляска: история изобретения

Модель самобеглой коляски Шамшуренкова
Модель самобеглой коляски Шамшуренкова. Фото: wikimedia.org, Public domain

Самобеглая коляска стала сенсацией своего времени и настоящим чудом инженерной мысли. Появление такого устройства ознаменовало новую эпоху изобретений, а также доказало, что человечество способно достичь небывалого ранее технического прогресса.

Первый образец устройства подобного типа появился в 1752 году благодаря наработкам русского механика Леонтия Шамшуренкова. Он занимался чертежами и конструированием коляски пять месяцев. В его версии самокатка имела четыре колеса, тележечную раму, открытый кузов, а также два сидения для пассажиров. Вместо рессорной подвески изобретатель использовал обыкновенные ремни. Передние колёса самокатки поворачивались, задние колёса имели двойной приводной механизм, который размещался за пассажирскими сидениями.

После демонстрации своего изобретения Шамшуренкова наградили денежной премией в 50 рублей, что было приличной суммой по тем временам. К сожалению, в массовое производство изобретение механика не пошло, но оно стало основой всех последующих, в том числе самобеглой коляски Кулибина, который доработал модель Шамшуренкова.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Леонтий Шамшуренков был выдающимся механиком и двигателем прогресса в России. Он первым высказал идею создания метро и речных каналов. Также среди его заслуг – разработка первой подъемной машины. Ее он изготовил специально для перемещения большого Успенского колокола.

Модификация Кулибина

Существует распространённый миф, что создателем самобеглой коляски был выдающийся русский изобретатель Иван Кулибин. Это не совсем так. Как и многие механики, он занимался не только конструированием новых устройств, но и усовершенствованием уже существующих.

Мемориальная доска, посвящённая Ивану Кулибину
Мемориальная доска, посвящённая Ивану Кулибину. Фото: wikimedia.org

Работать над своей самокаткой Кулибин начал через сорок лет после её изобретения Шамшуренковым. В его версии было два типа устройств: четырехколесное и трехколесное. Наиболее полная информация сохранилась о последней модификации, благодаря тщательным чертежам и комментариями на оборотных сторонах с подробными пояснениями о том, как собирать устройство и как правильно крепить детали.

В модифицированной коляске были уникальные детали — маховое колесо, а также коробка скоростей и дисковые подшипники. И всё это в XVIII веке, когда эпоха индустриализации не набрала колоссальных оборотов! Позже их стали использовать в паровых повозках по всему миру.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Самобеглая коляска Кулибина была больше похожа на прототип автомобиля. Длина изобретения, судя по документам, составляла почти три метра, а максимальная скорость — тридцать километров в час, что является грандиозным показателем для устройства, которое управляется при помощи педалей.

Вскоре после того, как Кулибин собрал самокатку, он уничтожил свое изобретение. Причин такого решения гения не знает никто. Только по его чертежам исследователям удалось восстановить самобеглую коляску и продемонстрировать миру уникальное устройство подобного типа.

Самобеглая коляска: мировое значение

Шамшуренков и Кулибин стали первопроходцами в освоении нового типа транспорта. Сегодня трудно представить жизнь без автомобилей, ведь мы используем их постоянно. Появление в XVIII веке средства, которое могло бы двигаться самостоятельно или при минимальных человеческих усилиях, было настоящим волшебством, мощным технологическим прорывом.

Работа двух выдающихся мастеров из России имела неоспоримое значение для мировой автомобильной отрасли в целом. Несмотря на то, что самобеглая коляска не получила массового развития, ее изобретение стало феноменальным шагом к освоению автоматизированных средств передвижения. Русские изобретатели первыми в мире представили возможность использования новых устройств и продемонстрировали уникальное технологические явление.

Немецкие веломобили, которые появились значительно позже похожей кулибинской конструкции
Немецкие веломобили, которые появились значительно позже похожей кулибинской конструкции. Фото: wikimedia.org

Популярные вопросы

Вопрос: Кто изобрел самобеглую коляску?

Ответ: Первую в мире успешно работающую самобеглую коляску изобрёл Леонтий Шамшуренков. Его последователем считается Иван Кулибин, который собрал более усовершенствованную версию.

Вопрос: За счёт чего работает самобеглая коляска?

Ответ: Самобеглая коляска работает за счёт вращения задних колес устройства при помощи храповика на оси и педалей, на которые нажимал управляющий транспортным средством человек.

Вопрос: Чем была уникальна модифицированная версия самобеглой коляски, которую представил Иван Кулибин?

Ответ: Версия самокатки Ивана Кулибина напоминала автомобиль. В длину его изобретение достигало почти трех метров и, если верить чертежам, могла достигать скорости до 30 километров в час. Кроме того, в самобеглой коляске Кулибина было несколько уникальных деталей – дисковые подшипники, маховое колеса и даже коробка переключения скоростей.