Музыкальный синтезатор АНС Мурзина: история изобретения

социальный Проект

Музыкальный синтезатор АНС

В 1958 году советский инженер Евгений Мурзин создал не имеющий аналогов во всем мире фото-оптический синтезатор музыки – АНС. Это изобретение запомнилось как один из самых новаторских музыкальных инструментов.

Идея о создании синтезатора пришла к Мурзину еще в молодости, однако реализовать он ее смог только после Великой отечественной войны.

Своими силами дома он построил аппарат, который назывался АНС, по инициалам композитора Скрябина. Синтезатор Мурзина стал настоящим прорывом, и открыл безграничные возможности для написания музыки – он генерировал 720 чистых тонов и охватывал 10 октав. Иностранные синтезаторы еще долго не смогут подобраться к такой широте возможностей.

Музыка, написанная на АНСе, звучала во всемирно известных советских фильмах. А на выставке в Италии исполнение музыки на синтезаторе произвело фурор – еще никто и никогда не слышал таких звуков!

Синтезатор Мурзина поразил весь мир и обеспечил композиторам СССР приоритет в создании новой, «космической» музыки!

Многие советские фильмы второй половины прошлого века запомнились своим внеземным, как будто космическим музыкальным сопровождением. Так звучат, например, «Солярис» Тарковского и «Приходите завтра» Ташкова. Однако традиционные инструменты не могут создавать подобное звучание – для этого был использован музыкальный инструмент совершенно иного порядка.

Речь идет о первом в СССР и одном из первых в мире синтезаторов – АНС. Его изобретение совпало с началом космической эры человека и провозгласило новый этап в истории музыки – этап музыки электронной, модулируемой и не связанной рамками возможностей классических инструментов.

С чего начался АНС

АНС в Музее Глинки в Москве
АНС в Музее Глинки в Москве. Фото: Charles Hutchins, Flickr.com

За изобретением прорывного прибора для сочинения музыки стоит советский инженер Евгений Мурзин. Впервые идея создания синтезатора пришла к нему в 1938 году – она была навеяна уже существовавшими электронными музыкальными инструментами вроде терменвокса и траутониума.

Сам изобретатель увлекался музыкой еще с юности. По его словам, окончательно идея синтезатора кристаллизовалась в его голове после посещения концерта Александра Николаевича Скрябина – композитора-новатора, который первым стал использовать в исполнении музыки цвет. Мурзин настолько впечатлился выступлением Скрябина, что в его честь и назвал свой инструмент – АНС, по инициалам музыканта.

Закончив работу над проектом фотоэлектронного оптического синтезатора, Мурзин отправился показывать чертежи в Московскую консерваторию, однако там идею не одобрили. О том, почему так случилось разные источники высказывают различные предположения: одни утверждают, что консерватория посчитала производство синтезатора неоправданно ресурсо- и трудозатратным, другие – что новое, «космическое» звучание, предлагаемое Мурзиным, просто не попадало в концепцию очередной волны бравурного классицизма.

Так или иначе, чертежи Мурзин пока отложил. Тем более, что спустя три года началась Великая отечественная война, во время которой он трудился в НИИ, где разрабатывал электромеханический прибор управления артиллерийским зенитным огнем.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
После окончания войны Мурзин продолжил работать в НИИ и заниматься разработкой военных приборов и аппаратуры для артиллерии и ПВО.
Он уже принял решение, что строить синтезатор будет сам. Как ведущий инженер он имел связи и доступ к слесарским цехам, в которых по его заказам рабочие выпиливали детали. Кроме того, временами Мурзин отправлялся в командировку в ГДР – там он мог достать составляющие, которых не было в СССР. Работа продлилась целых 12 лет – с 1946 по 1958 год. 

Устройство АНСа

Синтезатор АНС
Синтезатор АНС. Фото: Somaya Langley from Australia, Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0

Музыкальный аппарат Мурзина по размерам напоминал шкаф и занимал половину комнаты. Весил он при этом немногим больше тонны.

Ключевым элементом АНСа были четыре прозрачных диска. На каждый диск был нанесен рисунок, деливший его на 144 области, каждая из которых по-разному модулировала проходящий через них свет, который, в свою очередь, попадал на фоточувствительный элемент, преобразовывался в электронный сигнал и усиленный подавался в динамик – так получался  тот или иной звук.

Так, АНС мог синтезировать 576 уникальных звуковых волн – чистых тонов, из которых состоит нота. Именно благодаря комбинации этих чистых тонов удавалось добиваться звучания, которое нельзя извлечь из традиционных музыкальных инструментов.

Впоследствии Мурзин усовершенствует АНС, добавив в него еще один диск – синтезатор начнет использовать 72 звука в октаве.

Примечательно, что в АНСе не было клавиатуры. Вернее, она была, но лишь в качестве ориентировочного изображения – сыграть на ней было нельзя. Над схематичной клавиатурой располагалось своеобразное стекло, через которое проходил свет, модулируемый дисками. Если стекло было полностью черным – синтезатор молчал. Если же оно было прозрачным – машина гудела, издавая сразу все звуки. Именно нанося рисунки на стекло, тем самым выбирая отдельные тона, удавалось добиваться гармоничного звучания. Грубо говоря, играть на АНСе нужно было посредством рисования.

Значение АНСа

Синтезатор АНС. Музыкальное приношение
Синтезатор АНС. Музыкальное приношение. Фото: commons.wikimedia

Создание синтезатора стало настоящим прорывом в мире музыки. Его возможности для сочинения мелодий были почти безграничны, и во сто крат превосходили ограничения американских образцов. Однако широкого распространения он, к сожалению, не получил.

В конце 1960-х АНС поставили на серийное производство, но из-за кончины Мурзина проект так и не довели до конца. Тем более, что к тому времени начали появляться уже привычные сегодняшнему человеку клавишные синтезаторы. «Цифра», не менее эффективная в вопросах модуляции звуковых волн, развивалась семимильными шагами, а на горизонте маячили первые домашние компьютеры.

Как бы то ни было, Евгений Мурзин и его АНС оставили огромнейший след в истории музыки. Именно на АНСе была написана музыка для всемирно известных фильмов «Солярис» и «Сталкер» Тарковского. Космическая музыка АНСа стала гимном космических побед СССР и «поймала» в звуке настроение целой эпохи.

Наделал шума АНС и за границей. В 1968 году в Генуе его показали итальянцам на выставке достижений советской промышленности. На синтезаторе исполнили произведения Эдуарда Артемьева – одного из ассистентов Мурзина и известнейшего советского композитора – и они поразили аудиторию, ведь такого еще никто не слышал.

Популярные вопросы

Вопрос: Сколько звуков в октаве мог синтезировать АНС?

Ответ: 72 звука.

Вопрос: Кто изобрел первый советский синтезатор?

Ответ: Евгений Мурзин.

Вопрос: В каких фильмах играет музыка, написанная на синтезаторе Мурзина?

Ответ: «Солярис», «Сталкер», «Бриллиантовая рука», «Приходите завтра» и другие.