Главные достижения московского транспорта

социальный Проект

Московский транспорт

Общественный транспорт Москвы — один из самых развитых, эффективных и комфортабельных  в мире. Это огромный комплекс современных и высокотехнологичных транспортных коммуникаций. Он объединяет метрополитен, систему железнодорожных и речных перевозок, электробусы и скоростные трамваи, сервисы такси, каршеринга и средств индивидуальной мобильности. 

За последние годы протяженность метро выросла более чем в полтора раза, ежегодно открываются новые станции. В Москве работают около 1000 маршрутов автобусов и трамваев, четыре линии московских центральных диаметров, соединяющих столицу и область. Системы оплаты и планирования поездок поддерживаются удобными электронными приложениями. Парк электропоездов и автотранспорта постоянно обновляется. Все создано по последнему слову техники, в пути работает wi-fi и интерактивные схемы движения. С восторгом и восхищением отзывались о Московском транспорте иностранные болельщики во время проведения в России Чемпионата мира по футболу.

Транспортная инфраструктура Москвы регулярно ставит различные рекорды и считается одной из лучших на планете.

Краткая история

Конка, 1890 год
Конка, 1890 год. Фото: ТАСС

Трамваи

Если не считать извозчиков, появившихся в столице на рубеже ХVI–XVII столетий, которые работали нерегулярно, то первым видом общественного транспорта в Москве стала конка – вагоны или экипажи, которые передвигались по рельсам посредством запряженных в них лошадей. Впервые такой вид транспорта стал курсировать в столице в 1872 году. Его главным «соперником» стал трамвай, появившийся позднее. Поначалу конка не сдавала позиций и только в 1906-1907 году развитие трамвайной инфраструктуры стало преобладать над конно-железнодорожной. В первые годы после революции 1917 года общая протяжённость трамвайных путей Москвы уже превысила 320 километров. Росло количество используемых вагонов, увеличивалась скорость движения трамваев. В начале 30-х годов пути проходили уже по Бульварному и Садовому кольцу, пересекали город несколькими маршрутами, уходили к окраине столицы. Трамвай стал главным транспортным средством москвичей, им пользовались более двух с половиной миллиона человек в день.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В начале XX столетия в Москве появился и речной транспорт. Раньше его развитие было невозможным, потому что все речное пространство в пределах столицы находилась под контролем ряда французских компаний. В 1902 году концессия была прекращена. В 1906 году речные перевозки уже стали регулярными, причем с четырьмя маршрутами, по которым курсировало около 10 судов. В 1931 году регулярные перевозки были возобновлены и советской властью, пассажирские речные трамваи ходили до начала нулевых годов, когда было решено переквалифицировать этот вид транспорта из пассажирского в экскурсионной. Однако к вопросу вернулись в начале 2020-х, а летом 2023 года стартовал первый регулярный речной маршрут длиной до шести с половиной километров. 

Автобусы

Автобусы появились в Москве во второй половине 1910 годов, это были сезонные нерегулярные перевозки, да и парк открывшего движение графа Шереметева располагал лишь двумя машинами. Полноценные маршруты начали появляться только при советской власти — в 1924 году (троллейбусы — на девять лет позже).

Поначалу в СССР использовали автобусы английского производства, но вскоре стали выпускать собственный транспорт на нескольких заводах. С началом 50-х годов, когда началась активная застройка города и появились новые районы, огромное развитие получила и автобусная сеть. Если в первое десятилетие столица располагала лишь полусотней маршрутов, то к началу 90-х годов их количество уже достигло почти 530. Ежедневно более трех миллионов москвичей пользовались этим транспортом.

Метро

Вход в метро
Вход в метро. Фото: Общественная служба новостей

Первые попытки наладить систему подземного транспорта были сделаны еще во второй половине XIX века. Предполагалось построить линию, которая, проходя через город, соединила бы Курский вокзал с Марьиной Рощей. Проект оценили в баснословные 155 миллионов рублей. Однако не сумма вызвала отторжение у городских властей, сама идея показалась сомнительной и не проработанной. До того, как в Москве в 1935 году, уже при советской власти, действительно появилось метро, власти города выдали еще несколько отказов.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Московское метро могли построить немцы. В 1925 году был полностью готов проект прокладки 80 километров тоннелей — им занималась компания Siemens Bauunion. Инженеры предполагали возвести более 85 станций. Затраты оценивались в 30 миллионов рублей. На тот момент денег на реализацию плана не нашли.  

Первый участок Московского Метрополитена начали строить в 1931 году. К большой стройке привлекли огромное количество рабочих, включая занятых на заводах, за каждым из которых был закреплен свой участок. Под землей работало немало добровольцев. Общими усилиями удалось достичь невозможного. Первый поезд прошел пробный путь уже спустя четыре года, а в мае 1935 года метро открыло свои двери для жителей столицы. Первая линия включала 13 станций. До начала Великой Отечественной войны в городе заработало еще две линии.

В послевоенные годы система московского метро продолжила развиваться. И сегодня новые станции появляются ежегодно.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В 2021 года в метро заработала возможность оплатить проезд лицом, используя сервис Face Pay. Для этого нужно сфотографироваться и привязать свое фото к номеру банковской карты. На входе, если повернуться лицом к специальной камере у турникета, система считает оплату и пропустит пассажира.

Транспорт сегодня

Электробус
Электробус. Фото: Общественная служба новостей

Сегодня Москва входит в число мегаполисов планеты с самой развитой в мире транспортной инфраструктурой. В столице она представлена несколькими видами передвижных средств — наземного и подземного метро, железнодорожных составов, автобусов и электробусов, скоростных трамваев и троллейбусов, речных судов, канатных дорог, монорельса и, конечно, такси.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
На московском общественном транспорте в сутки совершается более 16,5 миллионов поездок. 

Самым популярным видом транспорта в Москве является метро, куда ежедневно спускается более 7,5 миллионов человек. В 2013 году московское метро занимало лидирующую в Европе позицию по интенсивности движения. Каждый год метро растет – появляются новые станции и «ветки», в 2023 году завершилось долгожданное строительство Большой кольцевой линии. Станции метро соединены переходами с наземными станциями МЦД и центральными диаметрами, увозящими пассажиров в сторону области.

В столице также работает более 900 маршрутов автобусов и трамваев, включая экспресс-маршруты, ночные и круглосуточные.

Каршеринг столицы
Каршеринг столицы. Фото: Общественная служба новостей

Уникальной является и технологическая составляющая инфраструктуры. Парк поездов и автомобильных транспортных средств пополняется регулярно. Все выходящие на маршруты машины выполнены по последнему слову техники. Пассажиры едут в чистых вагонах с удобными сиденьями и поручнями, они могут не беспокоиться за свою безопасность в пути. На транспорте работает wi-fi, доступны интерактивные схемы движения, есть возможность подзарядить гаджет, а оплатить и продумать маршрут можно онлайн с помощью удобных сервисов.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Большое развитие в столице получили и сервисы такси и каршеринга. Ежегодно их услугами пользуются миллионы человек. Удобству их работы способствуют многочисленные онлайн приложения, благодаря которым получить машину для срочной поездки можно в кратчайшие сроки.

Общественный транспорт Москвы имеет высокий международный рейтинг. Согласно исследованию консалтингового агентства McKinsey, наш транспорт является самым эффективным в мире.

Популярные вопросы

Вопрос: Какой вид общественного транспорта Москвы является самым популярным в настоящее время?

Ответ: Это метрополитен. По землю ежедневно спускается более 7,5 миллионов человек, а в декабре 2014 года был отмечен абсолютный рекорд — за сутки подземкой воспользовались почти 10 миллионов пассажиров

Вопрос: Работа каких видов общественного транспорта была возобновлена в Москве?

Ответ: В 2018 году в столице вновь заработала канатная дорога на Воробьевых горах, еще две находятся на разных стадиях строительства\согласования. Кроме того, летом 2023 года в Москве были возобновлены регулярные речные не туристические перевозки.