Первый в мире космический мотоцикл

социальный Проект

Космический мотоцикл

Космический мотоцикл — исключительная советская разработка, повлиявшая на развитие мировой науки. С помощью этой необычной установки отечественные испытатели сумели покинуть корабль и совершить несколько маневров во внеземном пространстве, что стало беспрецедентным достижением для того времени. Суммарно исследователи отдалились от космического аппарата на 78 метров.

Мотоциклом уникальная установка для перемещения и маневрирования была названа благодаря двум ручкам, которые крепились к ранцу за спиной. Держась за них, космонавт мог с легкостью управлять устройством, чем напоминал водителя «железного коня». Космический мотоцикл мог разгоняться до 30 метров в секунду.

Советская разработка была успешно испытана, и по сравнению с зарубежными аналогами оказалась более эффективной. Создание подобного аппарата решило множество задач современной космонавтики. Сегодня уникальная конструкция используется для обеспечения безопасности во время орбитальных исследований и сбора важнейших данных, представляющих особую ценность для всего мира.

Как придумали космический мотоцикл

Космический мотоцикл
Космический мотоцикл. Фото: Roman Denisov, Alexei Zhigailov/TASS

Сегодня развитие космической науки вышло на нереально высокий уровень, а разработки и инновации, которыми пользуются ученые и испытатели, поражают воображение.

На протяжении всего XX столетия Советский Союз имел лидирующие позиции в освоении космического пространства. В нашей стране появлялись передовые идеи, которые моментально воплощались в жизнь. В начале 1960-х годов отечественные специалисты предложили создать уникальное устройство, которое позволило бы космонавтам беспрепятственно выходить в открытый космос. Особенно актуальным это стало после того, как Алексей Леонов первым в мире ступил во внеземное пространство. Тогда для этого отечественные разработчики предложили новый тип скафандра, который должен был полностью защищать космонавта.

Первые разработки установки для перемещения и маневрирования начались в 1961 году. Ее готовили к программе «Восход» для советских орбитальных полетов. Прежде всего, УПМК должна была отвечать потребностям космонавтов: идеально состыковываться со скафандром, не сковывать движений, не перекрывать обзор.

Готовый образец ученые показали через 7 лет после начала работы. Он представлял собой небольшую установку, на которую опирался космонавт в скафандре. В него также входили две системы исполнительных органов. Установка могла двигаться назад и вперед за счет 84 ракетных микродвигателей. А при помощи воздушных реактивных двигателей аппарат позволял космонавту делать линейные и угловые перемещения по шести степеням свободы.

Космонавты Викторенко и Серебров
Космонавты Викторенко и Серебров. Фото: Valentin Kuzmin, Albert Pushkarev/TASS

УПМК 1968 года стала прообразом дальнейших разработок и заложила основы будущего космического мотоцикла.

Перед тем, как представить миру уникальную установку, в СССР было создано еще несколько промежуточных вариантов, в том числе аппарат для военно орбитальной станции «Алмаз».

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Изначально ученые предполагали, что космический мотоцикл будет выполнять функции обеспечения безопасности экипажей в космосе. С его помощью планировалось защищать свою зону влияния, как это сейчас происходит на Земле при помощи различной военной техники. 

Испытания космического мотоцикла

Создание беспрецедентного нового космического аппарата затянулось на десятилетия. Это было связано с постоянным усовершенствованием образцов и поиском оптимальных параметров, которые бы отвечали задачам времени.

К середине 1980-х годов проект получил новое развитие, и за пять лет отечественные ученые создали настоящее чудо. В 1990-м году они представили миру уникальную разработку, аналогов которой не существовало ни в одной другой стране мира.

Испытания проходили на российской космической станции «Мир». Для испытания первого внеземного мотоцикла были выбраны космонавты Александр Серебров и Александр Викторенко. Оба были специалистами со стажем, а за плечами у мужчин имелось множество часов работы в космосе, в том числе в открытом.

Первым за пределы корабля вышел Александр Серебров. Он удалился на установке на 30 метров от станции, чем шокировал наземную группу ученых, которые следили за экспериментом. Изначально предполагалось, что космонавт должен проехать 25 метров, но специфика управления мотоциклом в космосе тогда еще не была досконально изучена. Благодаря отработанным навыкам Серебров успешно вернулся. Он несколько раз разгонялся на установке и тестировал, как будет вести себя аппарат в новом пространстве. Затем в космос вышел Александр Викторенко, которому удалось удалиться на еще большее расстояние от корабля и выполнить фигуру высшего пилотажа, развернуться на мотоцикле на 360 градусов. Опыты обоих космонавтов были признаны успешными. Они доказали возможность управления аппаратом нового типа и продемонстрировали всему миру исключительный случай.

Александр Викторенко
Александр Викторенко. Фото: Albert Pushkarev/TASS

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Похожую установку представили американские коллеги. Они пытались провести испытания в космосе, но из трех полетов все были неудачными. Последний закончился катастрофой и полной гибелью экипажа в результате взрыва корабля. После этого проект признали несостоятельным. 

Российский космический мотоцикл зарекомендовал себя как способное к использованию средство передвижения космонавтов. Он умеет разгоняться до 30 метров в секунду и может существовать в открытом космосе в автономном режиме 6 часов. Установка стала мировой сенсацией и доказала, что отечественные разработки значительно опережают зарубежные аналоги.

Популярные вопросы

Вопрос: Где сейчас находится космический мотоцикл?

Ответ: На сегодня образец, который реально использовали в открытом внеземном пространстве, находится в Москве. Он является частью Музея космонавтики.

Вопрос: В каком году человек впервые вышел в открытый космос?

Ответ: В 1965 года, это сделал советский космонавт Алексей Леонов.