Эскадренный миноносец «Новик»: история, характеристики

социальный Проект

Эскадренный миноносец «Новик»

Эскадренный миноносец “Новик”, спущенный на воду в 1911 году, – уникальное судно русского, а затем и советского флотов. Этот корабль-рекордсмен нес службу несколько десятилетий, принял участие в ряде крупных военных конфликтов. На момент Первой мировой войны “Новик” считался лучшим в мире кораблем своего класса, в одном из боев ему удалось потопить сразу два немецких эсминца, считавшихся неуязвимыми. 

Эскадренный миноносец имел мощнейшие двигатели, позволяющие развивать высокую для своего времени скорость – свыше 30 узлов. Вооружение корабля включало орудия калибра 102 миллиметра, а также пулеметы, передовые торпедные аппараты и глубинные бомбы.

Благодаря своей современной конструкции и инновационным инженерным решениям “Новик” стал образцом для других стран при постройке своих собственных эсминцев. Судостроительные заводы всего мира ориентировались на русский миноносец, стремясь повторить его успех и достичь подобных характеристик.

Краткая характеристика

Эскадренный миноносец «Новик»
Эскадренный миноносец «Новик». Фото: wikimedia

Эскадренный миноносец «Новик» позднее известный как «Яков Свердлов» был уникальным судном российского и советского флотов.

«Новик» был классифицирован как эскадренный миноносец. Он обладал максимальным водоизмещением в 1360 тонн. А в 1940 году, после модернизации, его смогли увеличить до 1951 тонны.

Судно в длину достигало более ста метров, а в ширину – почти десять. Оно было оснащено тремя паровыми турбинами и шестью паровыми котлами. Общая мощность двигателей составляла 42 000 лошадиных сил и позволяла судну развивать максимальную скорость свыше 37 узлов, то есть около 70 километров в час. Максимальная же дальность плавания корабля составляла около 1800 морских миль, то есть свыше 970 километров.

Вооружение «Новика» включало пулеметные установки “Гейслер” и  “Максим”. Для противолодочной обороны судно было оснащено десятью глубинными бомбами (после модернизации их количество увеличилось до 28). Также на борту было установлены двухтрубные торпедные аппараты (после модернизации заменены на трехтрубные) и 50 морских якорных мин.

На палубе "Новика"
На палубе «Новика». Фото: wikimedia

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
«Новик» обладал уникальным клепаным корпусом для создания которого использовалась невероятно прочная сталь с высокими показателями временного сопротивления разрушению. Клепанный корпус имеет ряд преимуществ перед традиционным сварным. Он обладает высокой стойкостью к механическим воздействиям – ударам и вибрации, что делает его идеальным для использования на военных судах. Клепки позволяют равномерно распределить нагрузку по всей поверхности корпуса, что повышает его прочность. Важным преимуществом клепаного корпуса является возможность его локализованного ремонта. В случае повреждения определенного участка судна местная замена клепок может быть выполнена сравнительно быстро и без необходимости замены всего корпуса, что экономит время и ресурсы.

Эскадренный миноносец «Новик» был значимым судном российского и советского флота, принимавшим участие в ряде операций и боевых действий. Его характеристики и вооружение делали его эффективным в борьбе с противолодочными и поверхностными силами противника. «Новик» остается важным символом военно-морской истории Российской империи и СССР. Эсминец известен не только своим впечатляющими характеристиками, но и уникальными рекордами, в том числе скорости, который был установлен в начале 20 века. Он был первым эсминцем, который достиг скорости свыше тридцати узлов.

Своими техническими характеристиками «Новик» привлекал внимание многих морских держав. Его высокая скорость и мощное вооружение делали его одним из самых эффективных кораблей своего времени. Благодаря своей передовой конструкции и инновационным решениям, «Новик» стал образцом для других стран при постройке эсминцев. На начало Первой мировой войны «Новик» считался лучшим в мире кораблем своего класса. Его превосходная скорость и огневая мощь делали его опаснейшим противником.

Боевая история “Новика”

"Новик" в пути
«Новик» в пути. Фото: wikimedia

Во время Первой мировой войны эсминец «Новик» активно участвовал в минно-заградительных операциях флота, в том числе у берегов Германии. Особенно заметной стала его победа над двумя германскими эсминцами V-99 и V-100 17 августа 1915 года.

С 1916 года «Новик» стал флагманом минной дивизии Балтийского флота. В мае 1916 года принял участие в разгроме немецкого конвоя в Норчепингской бухте. Также он активно участвовал в обороне Рижского залива, Ирбенской и Моонзундской операциях.

25 октября 1917 года «Новик» вошел в состав советского Балтийского флота. 21 апреля 1921 года он был включен в состав Малой судовой базы Мурманского флота, а 11 января 1935 года — в состав Красного Балтийского флота.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
В разные периоды эсминец «Новик» проходил капитальные ремонты и модернизации. Он был переквалифицирован в учебный эсминец и использовался в этой роли с 23 апреля 1940 года. 23 июня 1941 года «Новик» был вновь введен в боевой состав Красного Балтийского флота.

Во время Второй мировой войны эсминец «Новик» принимал участие в обороне Палдиски и Таллина. Он также успешно выполнял конвойные задачи. Однако 28 августа 1941 года во время перехода флота из Таллина в Кронштадт «Новик» был уничтожен во время подрыва немецкой мины заграждения у острова Мохни в Финском заливе. Этот уникальный корабль навсегда вошел в историю мирового судостроения.

Популярные вопросы

Вопрос: Какое название «Новик» получил после Революции 1917 года?

Ответ: Эсминец был переименован в «Яков Свердлов».

Вопрос: Была ли служба “Новика” успешной в годы Первой мировой войны?

Ответ: Безусловно. Эсминец совершил невозможно, потопив в одном бою сразу два немецких корабля – V-99 и V-100. В свое время они считались неуязвимыми. Кроме того, “Новик” принял участие в ряде стратегических операций Российской империи – Ирбенской и Моонзундской. Способствовал разгрому немецкого конвоя в Норчепингской бухте и участвовал в обороне Рижского залива.