«50 лет Победы» — самый большой атомный ледокол в мире

социальный Проект

Атомный ледокол «50 лет Победы»

Атомный ледокол «Пятьдесят лет Победы» — один из самых крупных ледоколов в мире из ныне действующих, был спущен на воду в тысяча девятьсот девяносто третьем году. Российская разработка перевернула представление об использовании атомной энергии, значительно расширила возможности по проведению масштабных экспедиций в Арктику и заметно облегчила прохождение Северного морского пути.

Наш атомный ледокол — единственное в мире действующее судно, имеющее биметаллический ледовый пояс. Среди других его также выделяет гигантская мощность — энергии ледокола хватит, чтобы осветить целый Мурманск.

Ледокол стал первым судном, которое достигло Северного полюса в полярную ночь, также сумел добраться туда из Мурманска за немыслимое время — девяносто один час и двенадцать минут.

Сегодня «Пятьдесят лет Победы» является важным стратегическим объектом. С его помощью проводят исследования, прокладывают морской путь, организуют туристические маршруты, тем самым позволяя как можно большему количеству людей достичь Северного полюса.  Для всего мира ледокол стал примером величайшего масштаба технической мысли.

Как атомный ледокол «50 лет Победы» стал самым мощным в мире

Ледокол «50 лет Победы»
Ледокол «50 лет Победы». Фото: commons.wikimedia.org

Атомный ледокол «50 лет Победы» — гордость России. Его используют для сопровождения судов с грузом по Северному морскому пути, с его помощью организовывают научные экспедиции на Северный полюс, а также туристические поездки.

Строительство атомного ледокола началось в 1989 году. «50 лет Победы» входил в проект советских атомных ледоколов 10520. Всего было создано шесть судов, каждое из которых обладало уникальными характеристиками. Наиболее ярко выделялось последнее судно — ледокол «50 лет Победы». Его предшественником значится ледокол «Арктика», на котором группе исследователей из СССР удалось первыми в мире достичь Северного полюса в надводном плавании. «50 лет Победы» представляет собой более усовершенствованную модификацию.

Он стал самым крупным в мире, его длина превышает 159 метров, а ширина составляет 30 метров. Также это самый мощное техническое средство в международной практике: на борту ледокола установлено два ядерных реактора и две турбинные установки. Суммарная мощность составляет 75 тысяч литров в секунду.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Освоение атомной энергии мирным путём было одной из главных задач, которая стояла перед советской наукой. Всерьёз подобными разработками занялись с конца 1950-х годов. Мы стали первой в мире страной, которая сумела построить сначала атомную электростанцию, а затем и атомный ледокол. Пионером в этом деле стало гражданское судно «Ленин», некоторые конструктивные решения которого легли в основу проекта 10520.

Благодаря грамотному и вдумчивому использованию энергии атома удалось совершить скачок в технологическом отношении и продвинуть науку на новый уровень. Для Советского Союза, у которого был доступ к Северному Морскому пути, разработка иных плавательных средств имела фундаментальное значение.

Строительство ледокола «50 лет Победы» имело важный стратегический характер. Новейшее судно предполагалось использовать в добыче полезных ископаемых, а также в научно-исследовательских целях. Первый спуск на воду состоялся спустя четыре года строительства, однако в процессе выяснилось, что проект требует доработки, которую пришлось отложить на неопределённый срок из-за сложной обстановки в стране.

Носовая часть ледокола ложкообразной формы
Носовая часть ледокола ложкообразной формы. Фото: commons.wikimedia.org

Возрождение атомного ледокола

Правительство России вернулось к реализации атомного ледокола в 2003 году. Достраивать судно поручили Балтийскому заводу, который за четыре года провёл ряд важных технических работ и оснастил ледокол новейшим оборудованием.

Во многом данное судно можно назвать экспериментальным, ведь при его проектировании применили ряд инновационных решений. Так, оно имеет единственный в мире биметаллический ледовый пояс, который усиливает нижнюю часть корпуса. Форма носовой части представляет собой ложку, что позволяет наиболее эффективно использовать ледокол. Кроме того на нем установлена новейшая система автоматического управления и последние технологии, отвечающие за безопасность. Всё это даёт возможность ледоколу выполнять изначально поставленные для него задачи, главная из которых — качественное обслуживание морского пути.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Несмотря на первоначальную научную и техническую деятельность, сегодня одним из популярных направлений деятельности ледокола «50 лет Победы» является туризм. На судне можно совершить путешествие к Северному полюсу в составе группы. Это дает возможность как можно большему количеству людей достичь крайней северной точки. Время для круиза выбирают наиболее подходящее — с июля по август.

Почтовая марка с изображением ледокола
Почтовая марка с изображением ледокола. Фото: commons.wikimedia.org

Атомный ледокол «50 лет Победы» перевернул представление о человеческих возможностях. Появление в обиходе такого мощного средства ознаменовало принципиально новое развитие разных областей деятельности. Сегодня проект представляет собой технически грамотно продуманное судно, которое способно перемещаться по ледяным заторам толщиной почти в три метра. Оно выступает основным сопровождающим звеном в арктических караванах, что позволяет без проблем доставлять грузы.

«50 лет Победы» — настоящий флагман в освоении Северного полюса. На протяжении более десяти лет он блестяще справляется с возложенной на него миссией. Строительство атомного ледокола нового типа стало мощным толчком к развитию этой области деятельности. «50 лет Победы» вошел в мировую историю как пример выдающегося судна, способного значительно продвинуть науку.

Популярные вопросы

Вопрос: С какой максимальной скоростью может перемещаться ледокол «50 лет Победы»?

Ответ: По свободной воде ледокол может передвигаться со скоростью 39 км/ч или 21 морской узел.

Вопрос: В каком году ледокол спустили на воду?

Ответ: Окончательное строительство ледокола завершили в 2007 году.