Русский иконописец Андрей Рублёв

социальный Проект

Андрей Рублёв

Андрей Рублёв — выдающийся русский иконописец, чьё творчество, широко известное в России и далеко за ее пределами, стало воплощением иконописной живописи пятнадцатого века. Работы Рублёва выполнены в уникальной технике московской школы иконописи.

Наиболее известная работа Рублёва — икона «Троица» считается во всем мире вершиной древнерусского искусства. Иконописец использовал сложную систему живописных приёмов. Отличительной особенностью его творчества было высочайшее художественное мастерство и сочетание византийских приёмов с уникальной национальной системой живописи.

Андрею Рублёву доверяли расписывать главные храмы на Руси. Его работы можно сегодня увидеть в Благовещенском соборе в Москве, Троицком соборе в Сергиевом Посаде, Успенском соборе во Владимире. 

Творчество Андрея Рублёва высоко ценится знатоками иконописного искусства во всех уголках планеты и является национальным достоянием России. Его наследие – это пример мастерства высшей пробы, эталон иконописи мирового уровня и абсолютный повод для гордости.

Краткая биография Андрея Рублёва

Икона Андрея Рублёва «Троица»
Икона Андрея Рублёва «Троица». Фото: commons.wikimedia

Андрей Рублёв является самым известным древнерусским иконописцем во всём мире. Его творчестве стало символом расцвета иконописной живописи XV века. Сегодня его наследие изучают специалисты и искусствоведы в разных странах, а современные мастера вдохновляются уникальными работами Рублёва.

Точное месторождение иконописца неизвестно, как и его настоящее имя. Андрей — его второе, монашеское имя. Специалисты отмечают, что Рублёв родился в Подмосковье, а его детство пришлось на оккупацию русских земель Золотой Ордой. 

В период становления Рублёва как иконописца на Руси использовали концепции византийских мастеров, а греко-русская художественная среда определяла характер древнерусского искусства. 

Первые упоминания об Андрее Рублёве в летописях относятся к 1405 году. Тогда он вместе с Феофаном Греком расписывал Благовещенский собор в Москве. Авторству Рублёва принадлежат иконы: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение» и ряд других. 

Андрей Рублёв вёл аскетичный образ жизни, был монахом. Вероятно, он принял постриг в Троицком монастыре в Сергиевом Посаде. Однако существует мнение, что монахом иконописец стал в Андрониковом монастыре в Москве. 

Современный вид Благовещенского собора в Москве
Современный вид Благовещенского собора в Москве. Фото: Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0

Из летописей можно сделать вывод, что Андрей Рублёв жил в одно время с пятью выдающимися русскими иконописцами, среди которых – Феофан Грек и Семён Чёрный. Среди других мастеров Андрея выделяла уникальная техника, сочетавшая в себе византийские традиции с национальными особенностями Руси. Он стремился к гармоничности и понятности образов, которые становились средством передачи духовного перерождения человека. Его иконы были мастерски выполнены в сложной художественной технике. Он работал над росписью ряда важных православных храмов — Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Сергиевом Посаде. Его фрески можно было найти в Соборе Спаса Нерукотворного образа, который некогда назывался Андрониковым. 

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Расцвет творчества Андрея Рублёва пришёлся на период, когда на Руси сложилась собственная система живописи и модель художественной жизни. Постепенно русские мастера начали отходить от византийского влияния, а русская иконопись стала восприниматься как самостоятельная система. Среди характерных черт – академизм, лаконичность форм, идеализация образов, пластическая обобщённость рельефа. Однако сам Андрей Рублёв чаще всего сосредотачивал внимание зрителя на универсальных идеях и глубинной характеристике персонажей.

В XVI веке на Руси официально признали творчество Рублёва эталоном русской иконописи, и все мастера должны были стремиться к тому же уровню исполнения, какое было у Андрея. 

Влияние Андрея Рублёва на мировое искусство

Андрей Рублёв почитается во всём мире, как непревзойдённый иконописец и мастер своего дела. 

Наибольшую известность имеет икона «Троица», которая признана вершиной древнерусского искусства во всём мире. До первой трети XX века работа находилась в Троицком монастыре в Сергиевом Посаде, однако с 1929 года её передали на хранение в Государственную Третьяковскую галерею как особо ценный предмет искусства. Икона находится там по сей день.

Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее
Зал Андрея Рублёва в Третьяковской галерее. Фото: Shakko, Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0

Русская православная церковь канонизировала образ древнерусского иконописца, он числится в лике преподобных. 4 июля (17 числа по старому стилю) считается официальным днём памяти выдающегося художника. В России открыто несколько памятников, посвящённых Андрею Рублёву, его именем называют улицы во многих городах страны. По творчеству иконописца снимают документальные и художественные фильмы, самый известный из них принадлежит авторству Андрея Тарковского. 

Его технику изучают специалисты и искусствоведы разных стран, а современные мастера вдохновляются образами икон и фресок Рублёва.

Популярные вопросы

Вопрос: Что изображено на иконе Рублёва «Троица»?

Ответ: На иконе Андрея Рублёва «Троица» представлен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама». Иконописец изобразил трёх ангелов, символизирующих Святую Троицу. Уникальная особенность данной работы в том, что при первоначальном рассмотрении все три персонажа кажутся абсолютно одинаковыми, однако позже зритель находит детали, по которым ангелов можно различить. Кроме того Андрей Рублёв отсёк все бытовые детали сюжета, полностью сосредоточившись на персонажах. Он смог создать уникальное произведение, почитаемое христианами всего мира.

Вопрос: В каком веке жил Андрей Рублёв?

Ответ: Андрей Рублёв жил и творил в XIV-XV веках. Для того времени было характерно развитие собственной русской школы иконописи в сочетании с византийскими приёмами. Андрей Рублёв особое внимание уделял смысловому наполнению своих работ. Поскольку он был монахом и приверженцем исихазма, через творчество Андрей выражал свои мысли, которые не мог донести до зрителя в обычной жизни.